ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ

                Сложная экономическая ситуация, сложившая в последнее время, в первую очередь, самым серьезным образом отражается на социально незащищенных слоях населения. Снижение уровня жизни и повышение цен на товары жизненной необходимости вынуждают искать дополнительный источник средств к существованию даже те категории граждан, которым работа дается особо тяжело – лицам с ограниченными возможностями. Вместе с тем, в последнее десятилетие нормативная база претерпела значительные изменения, большинство из которых было направлено на повышение уровня социальной защиты указанных лиц. Таким образом, в современных условиях вопросы, связанные трудоустройством инвалидов, приобретают особое значение.

 

ИНВАЛИД: ПОНЯТИЕ, НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон об инвалидах) инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Закон об инвалидах содержит основной перечень прав и гарантий, предоставленных инвалидам на федеральном уровне, а также перечень мер социальной поддержки указанной категории граждан. Кроме того, рассматриваемый закон устанавливает основы регулирования социальной защиты инвалидов в России, при этом остальная часть вопросов по указанной проблеме относится к компетенции субъектов Российской Федерации. Это означает, что именно региональные власти определяют уровень социальной защиты инвалидов в том или ином регионе, перечень прав и социальных гарантий, а также мер государственной поддержки путем принятия соответствующих региональных законов и иных нормативных актов. Финансирование соответствующих мероприятий также осуществляется за счет средств региональных бюджетов. Отсюда возникают некоторые различия в вопросах регулирования трудоустройства и социального обеспечения лиц с ограниченными возможностями в различных регионах России. Между тем, тот уровень гарантий, который установлен Законом об инвалидах, не может быть снижен или изменен в худшую сторону.

Кроме рассмотренных нормативно-правовых актов, нормы, касающиеся социальной защиты инвалидов в части регулирования труда указанных лиц, содержатся в трудовом законодательстве – Трудовом кодексе РФ (далее – ТК РФ) и ряде подзаконных актов.

 

ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ

Гарантии трудовой занятости инвалидов

Законом об инвалидах предусмотрены следующие мероприятия, проведение которых призвано способствовать повышению конкурентоспособности работников-инвалидов на рынке труда:

-  квотирование рабочих мест (установление квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов);

-  резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

- стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

- создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

- создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

- организации обучения инвалидов новым профессиям.

Как было указано выше, данные мероприятия организуются и проводятся силами региональных властей за счет бюджета соответствующего региона.

 

Квотирование рабочих мест

Для обеспечения занятости инвалидов организациям независимо от форм собственности устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Квота – это количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников организации для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в организации. В соответствии со ст. 21 Закона об инвалидах организациям (независимо от форм собственности), численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается законодательством субъекта РФ в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 % и не более 4 %). При расчете указанной квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным согласно результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 21 Закона об инвалидах).

На тех предприятиях, на которых установлена квота, трудоустройство инвалидов осуществляется по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы. Размер квоты в конкретном регионе определяется законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

Отказ в приеме на работу в счет квоты может быть обжалован инвалидом в судебном порядке.

ВАЖНО! Отказ инвалиду в трудоустройстве в пределах квоты РФ влечет наступление административной ответственности согласно Кодексу административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Специализированные рабочие места

Трудоустройство инвалидов может осуществляться как на обычные, так и на специализированные рабочие места.

Специальные рабочие места создаются путем проведения дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов (ст. 22 Закона об инвалидах). Приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н предусмотрены Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности (далее - Требования). Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30 утверждены СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила

Специальные рабочие места оснащаются индивидуально для каждого инвалида или для группы инвалидов с однотипными нарушениями (ограничениями). Обустройство рабочих мест для инвалидов не должно препятствовать выполнению трудовых функций другими работниками. Если характер труда инвалида или нарушение функций его организма и ограничения жизнедеятельности не требуют особых условий, оснащать для него специальное рабочее место не нужно.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Обязанности работодателя по обеспечению занятости инвалидов

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о таких рабочих местах (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона об инвалидах);

- принимать инвалидов на работу в счет установленной квоты;

- создавать для инвалидов условия труда в соответствии с выданной им индивидуальной программой реабилитации;

- представлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (п. 3 ч. 2 ст. 24 Закона об инвалидах).

ВАЖНО! Неисполнение или ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по обеспечению занятости инвалидов является основанием для его привлечения к административной ответственности (ст. ст. 5.42, 19.7 КоАП РФ).

 

ПРИЕМ НА РАБОТУ

Учитывая, что законодательством предусмотрены определенные особенности регулирования труда инвалидов, о которых речь пойдет ниже, указанные лица при поступлении на работу предъявляют соответствующие документы, подтверждающие инвалидность.

К таким документам относятся:

- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, либо в случае утраты или порчи справки ее дубликат, выдаваемые по установленной (абз. 1, 2 п. 36 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Правила N 95), абз. 2 п. 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н, абз. 1, 6 п. 9 Порядка составления формы справки);

- индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА), выдаваемые по формам, приведенным соответственно в Приложениях N 2 и 3 к Приказу Минтруда России от 31.07.2015 N 528н. (ч. 1 ст. 11 Закона об инвалидах, абз. 1, 2 п. 36 Правил N 95, абз. 3, 4 п. 1 вышеупомянутого Приказа).

ВАЖНО! Обязанность работника предъявлять при поступлении на работу документы, раскрывающие факт его инвалидности, законодательно не предусмотрена. В случае, если работник при приеме на работу утаил факт наличия у него инвалидности и из предоставленных документов указанная информация не следовала, работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение обязанностей по обеспечению занятости соответствующего лица, а также за невыполнение предусмотренных законом требований, касающихся условий труда инвалидов. Если же факт инвалидности работника стал известен работодателю после заключения трудового договора с последним (либо если инвалидность возникла у работника после заключения трудового договора), работодатель обязан внести соответствующие изменения в трудовой договор непосредственно после раскрытия соответствующего факта.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Задать вопрос юристу
Новости
"Мигрантизацию" и другие проблемы трудовых отношений обсудили в Москве

В Москве в Swiss-отеле прошел круглый стол по обсуждению хода реализации проекта "Карта социальных прав трудящихся", ...

Минтруд исключит из законодательства дублирующие требования к безопасности труда

Сайт правительства сообщает о проведенном премьер-министром совещании об охране труда и трудовых отношениях. ...

Минтруд прояснил влияние поправок в ТК на премии

Новые правила начисления зарплат в России, которые будут внесены в Трудовой кодекс, не отразятся на порядке выплаты ...

Наверх

Хотите мы вам перезвоним?